Для чего нужны тахографы? Теоретически ответ ясен — для фиксации информации о режиме управления ТС. На практике далеко не каждый водитель автомобиля с тахографом доволен наличием этого прибора на борту ТС. Есть мнение, что подобное оборудование предназначается для «слежки» и фактической пользы шоферу не приносит. Однако это не так.
Тахограф — контрольный прибор для сбора данных, который фиксирует историю рабочего дня водителя. В комплекс собираемых данных входят:
- общее время, проведенное за рулем;
- пробег за конкретные отрезки времени;
- характеристики периодов отдыха — время, частота длительных стоянок и кратковременных остановок;
- скоростной режим;
- маршрут следования;
- пройденное автомобилем расстояние.
Исходная цель установки тахографов на ТС — оптимизация работы водителей, особенно дальнобойщиков, совершающих длительные междугородные рейсы. Зачастую они не соблюдают режим труда и отдыха, игнорируют усталость, превышают скорость, чтобы быстрее выполнить работу. Результат — концентрация внимания снижается, повышается риск ДТП.
Применение современных тахографов в известных пределах обеспечивает исправное соблюдение водителями правил ПДД и требований Трудового кодекса. Устройства контролируют состояние водителя, за счет чего минимизируются риски нарушений, повышается степень безопасности на дороге и улучшается бытовое благополучие — водителя и других участников.
Какие тахографы ставят на ТС?
До 2014 года в ходу были устройства 2 типов:
- аналоговые, с бумажными носителями — тахограммами (сведения в тахограммы водители вносили лично от руки, при этом возможности приборов не позволяли фиксировать в базе часть полезной информации);
- цифровые, оснащенные блоками СКЗИ или ЕСТР, т .е. средствами криптографической защиты информации (устройства с СКЗИ предназначены для перевозок по России, с ЕСТР — для международных перевозок).
В 2014 году применение аналоговых устройств законодательно отменили в связи с моральным устареванием. Теперь используются только цифровые носители различных моделей, более совершенные по сравнению с аналоговыми.
В России самыми популярными являются СКЗИ-устройства DTCO 3283, Drive 5, «ШТРИХ-ТахоRUS», «Меркурий» и т. п.
Как работает тахограф
Понять, что делает установленный на автомобиль тахограф, каким образом он снимает и фиксирует показания, несложно. Базовый блок устройства монтируют в кабине автомобиля — так, чтобы водитель имел хороший обзор экрана с информацией о работе системы и доступ к панели управления. На коробке передач устанавливается датчик скорости, передающий сигналы на интеллектуальную карту тахографа.
Включается устройство, когда в замке зажигания поворачивается ключ. Предварительно водитель обязан вставить в гнездо тахографа личную карту и ввести код для активации и идентификации личности. Время фиксируется с момента начала вращения вала двигателя и до момента его полного останова. Запитывается прибор от бортовой сети ТС, но энергонезависимость модуля памяти и емкость батареи обеспечивают возможность бесперебойной работы при выключенном двигателе.
Эксплуатацию приборов дополнительно упрощает опция работы в 4 режимах:
- «вождение»;
- «обслуживание и ремонт»;
- «контрольная проверка»;
- «проверка предприятием».
Кроме базовых данных о времени в пути, скорости и пробеге авто, цифровые тахографы регистрируют геолокационную информацию, которая поступает с систем навигации автомобиля, а также сведения с акселерометра, ABS-модуля. Все сведения зашифровываются с помощью модулей криптозащиты, но могут быть извлечены как с карты памяти устройства, так и с карты водителя.
На какие машины устанавливают тахографы?
Приказ Минтранс РФ № 36 оговаривает установку цифровых контрольных устройств, одобренных ФБУ «Росавтотранс», на ТС:
- категорий N2, N3, М2, М3;
- совершающие коммерческие или некоммерческие перевозки;
- принадлежащие юрлицам, ИП.
В перечень входят грузовые ТС весом от 3,5 т, а также автобусы и микроавтобусы вместимостью от 8 пассажирских мест, работающие на городских, пригородных, междугородных рейсах. Отдельное требование имеется для грузовиков, перевозящих опасные грузы.
Также имеется список исключений — техники, которая не оснащается бортовыми контрольными устройствами. В список включены:
- ТС с ЕСТР-самописцами (если у компании-владельца имеется разрешение на международные перевозки, ее автомобили могут свободно ездить и в границах РФ);
- ТС, не перемещающиеся по дорогам общего пользования (например, техника для работы на промплощадках);
- автомобили из автошкол, используемые для обучения вождению;
- медицинская, пожарная, коммунальная, строительная техника, автомобили МЧС, МВД, Росгвардии и т. д.;
- троллейбусы, тракторы, самоходные ТС и пр.
Что касается частных лиц, то с 1 января 2022 года на принадлежащие им ТС необходимо поставить тахографы при условии, что транспорт:
- применяется для коммерческих перевозок — например, при сдаче в аренду ИП или юрлицу — даже если это автобус или грузовик весом менее 3,5 т (исключение — предоставление водителем подтверждения, что совершается некоммерческая перевозка);
- является автобусом весом до 5 т с экологическим классом не ниже Евро-4, который используется для перевозки членов многодетной семьи и принадлежит одному из родителей в такой семье.
Установка и обслуживание
Устанавливать устройства на ТС и обслуживать их имеют право только специалисты из сервисных центров и мастерских, которым выдана лицензия ФСБ. Самостоятельно настраивать или ремонтировать тахографы водителю или владельцу автомобиля не стоит даже при небольших неполадках. Если мастера из сертифицированных организаций обнаружат признаки неправильной активации или следы несанкционированного вскрытия прибора, они откажутся от обслуживания устройства. Для восстановления рабочего режима потребуется заменить приборы на новые, что невыгодно как минимум в финансовом плане.
При плановых проверках есть риск попасть в перечень лиц, пользующихся тахографом со следами вскрытия. По закону подобные действия расцениваются как попытка манипуляции данными и наказываются штрафом в размере 1…10 000 рублей.
Условия замены контрольных устройств оговариваются приказом Минтранса РФ № 36. Криптографические модули в обязательном порядке обновляют:
- каждые 3 года (это средний срок службы устройств, гарантирующий 100% качество эксплуатации);
- при повреждении устройства или выявлении недочетов в его работе;
- в случае продажи автомобиля другому владельцу;
- при смене госномера, регистрационных данных ТС и/или реквизитов его собственника.
Если условия замены не выполнены, система цифрового тахографа автоматически заблокируется, и автомобиль невозможно будет использовать в коммерческих целях.
Меж тем процедура установки тахографов на автомобиль в сертифицированных организациях достаточно проста:
- Прибор демонтируется.
- Деактивируется и демонтируется СКЗИ-блок (при этом мастер отзывает электронный сертификат активации).
- Устанавливается и активируется новый блок.
- Проводится монтаж, калибровка, пломбировка тахографа. Калибровка стандартно включает ряд работ от юстировки до поверки.
Основной этап работ — установка и активация криптографического модуля — проводится по правилам, оговоренным законами РФ. Эти манипуляции проводят в закрытых помещениях, на специальном автоматизированном рабочем месте, с помощью спецПО и карты сервисного центра, где проводятся работы. Сведения о работах передаются в Росавтотранс — там будет получен новый электронный сертификат устройства.
Старый СКЗИ-блок передается владельцу, который обязан хранить его 1 год (чтобы при необходимости по запросу предоставить инспекторам службы ГИБДД или следственных органов), а затем утилизировать.
Карты для тахографов
Карты для тахографов — пластиковые карточки с микрочипом, которые нужно вставлять в слот приборов — позволяют не только собирать и сохранять сведения о режиме вождения авто, но и идентифицировать находившегося за рулем водителя. Карточки изготавливаются в специализированных сервисных центрах, обслуживающих контрольные устройства.
Карты выдают:
- лицам старше 18 лет, имеющим право водить грузовые ТС весом до 7,5 т;
- лицам старше 21 года, имеющим право водить ТС соответствующих категорий;
- лицам, которые по закону могут управлять транспортом для коммерческих или некоммерческих перевозок;
- при условии, что эти лица проживают на территории России дольше 6 месяцев ежегодно и не используют другие действующие карты для тахографов.
Данные, сохраняющиеся на картах, могут использоваться в качестве неоспоримого доказательства в суде. Поэтому информация с карт считывается по оговоренным законодательно правилам с помощью электронного ключа.
В обязанности водителей, получивших карты для СКЗИ-тахографа, входят:
- соблюдение законов Российской Федерации, в том числе перемещение на транспорте с СКЗИ-устройством только в границах РФ;
- соблюдение условий эксплуатации карт, в том числе своевременный перевыпуск;
- выгрузка информации с карт 1 раз в 28 дней в сертифицированных организациях (по лицензии ФСБ);
- соблюдение достоверности данных, которые заносятся в память карточки;
- переоформление карт в течение 7 календарных дней при:
- изменении личной информации;
- порче;
- утере;
- краже карты;
- а также по истечении срока годности (составляет до 3 лет);
- возврат карты по месту выдачи в случае невозможности дальнейшего использования (при смене должности или наступлении вынужденных обстоятельств, не позволяющих заниматься профессиональной деятельностью);
- непредоставление карточек третьим лицам, исключая сотрудников дорожной инспекции.
Однако ответственность за приобретение карты лежит не на водителе, а на работодателе, предоставляющем ему ТС: тахограф относится к видам оборудования, необходимого для выполнения трудовых обязанностей (а также контроля за их выполнением).
На одного работника оформляют одну именную карту, в единственном экземпляре. Просроченной картой пользоваться нельзя — тахограф ее не примет. Однако действующей карточкой можно пользоваться при смене места работы, вплоть до срока истечения ее действия.
Для ЕСТР-тахографов также выпускают карты водителей. Их могут затребовать для проверки сотрудники Ространса, в обязанности которых входит контроль за соблюдением требований ЕСТР для международных перевозок. Полномочий на остановку транспорта для проведения проверок у представителей Ространса нет, поэтому они сотрудничают с сотрудниками ГИБДД (которые также имеют право проводить проверки ТС). Кроме карты доступа к контрольному устройству, проверке подлежат его заводская и калибровочная таблички, пломбы, а также корректность работы.
В нашей компании карту для тахографов можно получить за 3-4 недели. Потребуется предоставить заявление на получение карты, ряд документов (перечень выложен на нашем сайте) и фотография 3,5х4,5 хорошего качества.
Штрафы
С 2019 г. за отсутствие тахографа — или действующей карты — в грузовом автомобиле согласно законодательству накладываются штрафы:
- на физлиц (водителей) — в размере 3…5 000 рублей;
- на юрлиц, ИП, должностных лиц — в размере 7…50 000 рублей.
Если карта утеряна или поломана, то водитель может выполнять должностные обязанности без нее, но не более 15 дней (за этот срок карта должна быть перевыпущена). Соответственно, при проверке сотрудники ГИБДД попросят предоставить доказательства как утери или повреждения карточки, так и того, что замена находится в процессе изготовления.
Если в тахографе нет карты водителя (и нет доказательств, обосновывающих право шофера ездить без нее), или же если прибор отключен, неисправен, не сертифицирован, модифицирован вне аккредитованного сервисного центра — штрафы накладываются по тому же принципу, что и при отсутствии тахографа на борту ТС. Ведь владелец автотранспорта, подпадающего под требования для установки контрольного устройства, обязан не просто установить его, но и обеспечивать соответствующие условия эксплуатации.
Нарушением также считается отсутствие:
- датчика движения;
- устройства для подачи звуковых и световых сигналов;
- пломбы на корпусе тахографа;
- электронной карты у каждого из допущенных к управлению ТС водителей.
ООО «Криптотелеком» — компания, оказывающая услуги в области информационной безопасности, лицензированная Управлением ФСБ России по Тверской области. Установка тахографов и оформление карт водителя — один из основных сегментов нашей работы. Мы гарантируем не только безопасность ваших данных, но и экономию вашего времени и средств при обслуживании любых моделей контрольных устройств для ТС.
Оставить отзыв